Русский Română English

Интервью

МЕБЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НЕ РАЗВИВАЕТСЯ, А ВЫЖИВАЕТ

13 августа, 2018

(Интервью генерального директора производственно-коммерческого предприятия ICAM Олега ТОДОРОВА корреспонденту агентства «ИНФОТАГ» Владимиру СИДОРЕНКО)

«И.»: Господин Тодоров при отсутствии в Молдове древесины, металлов, обивочных материалов мебельная промышленность, тем не менее, остается на плаву. За счет чего она развивается?

О.Т.: Не могу разделить вашего оптимизма. Предприятия мебельной промышленности в РМ, увы, не развиваются, а выживают, как могут. Ставка взносов от фонда оплаты труда в бюджет государственного социального страхования для предприятий составляет 23%. Это много. На Кипре - стране, входящей в Евросоюз, например, взносы и работодателя, и работника в общей сумме составляют 17%.

Для экономических агентов также установлены отчисления взносов обязательного медицинского страхования в размере 4,5% от фонда оплаты труда и 4,5% от зарплаты работника. Например, от зарплаты в 3000 леев работодатель перечисляет 135 леев в месяц. Но если работников настигает серьезная болезнь, то они начинают обивать пороги администрации с просьбами оказать материальную поддержку на период лечения. И таких обращений много. Кроме того, работодателя обязывают выплачивать работнику компенсацию за первые пять дней нахождения на больничном. Имеется еще и предписание, раз в год, за счет денег предприятия, проводить в муниципальной поликлинике амбулаторное обязательное обследование сотрудников, работающих во вредных условиях производства.

Правительство ежегодно устанавливает гарантированную минимальную зарплату в реальном секторе экономики. То есть принудительно, не учитывая финансовые возможности отрасли. При этом, в исполнительном органе власти не задаются вопросом: где предприятию взять средства для исполнения данного предписания? Хотя правила мировой экономики гласят, что себестоимость покрывается двумя способами: либо дотациями из государственного бюджета, либо за счет увеличения цены продукции. Но при низких доходах населения, второй вариант является губительным для предприятий.

Национальное агентство по регламентированию в энергетике (НАРЭ) для бытовых потребителей установило цену сброса 1 м3 воды в канализацию в сумме 2,05 лея, в то время как предприятиям за один куб сточных вод надлежит оплачивать 13,40 лея. Стоимость воды для населения составляет 8,65 лея, а для предприятий - 15,95 лея за 1 м3. Мы обратились в НАРЭ с просьбой разъяснить, почему так? И получили официальное разъяснение, что повышенный тариф в 6,5 раза - это вовсе не тариф, а пеня. Что иначе, как абсурдом назвать нельзя. Хотя бы потому, что статья 624 Гражданского кодекса РМ гласит, что под неустойкой следует понимать денежную сумму, возникающую при неисполнении должником обязательств перед кредитором. А у нас никаких задолженностей перед «Apă Canal Chişinău» нет. Странно, что в НАРЭ не видят разницы между тарифом и неустойкой.

«И.»: Повышенный тариф для промышленных потребителей установлен потому, что канализационные воды предприятия могут нести различные вредные примеси (отходы ГСМ, красок, химикатов).

О.Т.: Таких примесей в канализационных стоках нашего предприятия нет. Компания «Apă Canal Chişinău» отдельно выставляет еще и счета за дополнительную доочистку канализационных стоков. Притом, что из их отчетов не следует, что компания такую деятельность осуществляет.

«И.»: Данные суммы не являются штрафами за излишнее загрязнение сточных вод?

О.Т.: Нет. Хотя бы потому, что «Apă Canal Chişinău» в своих налоговых накладных именует их, как плату за оказание канализационных услуг (serviciile de canalizare în cazul depăşirii normelor CMA (cu aplicarea tarifului difirenţiat). При том, что контракта на выполнение таких работ с предприятием компания не заключала. Пока, что «набежало» 200 тыс. леев.

«Apă Canal Chişinău» - это «уникальная» коммерческая структура. Она сама выдумывает термины, тарифы, коэффициенты, алгоритмы, которых нет ни в одной стране Европы. Мы специально интересовались по этому поводу в Германии, Румынии, Италии. Такого нет нигде.

Вносит свою лепту в увеличение себестоимости продукции также и Экологическая служба РМ. И вовсе не ценой за выданные разрешения (autorizaţii) в 120 леев. Это мелочь. Но для того чтобы авторизацию получить, необходимо было уплатить не бюджетному учреждению, а частной фирме 9000 леев, которая определила количество вредных выбросов в атмосферу. В результате чего в 2017 г. в виде экологического сбора мы уплатили в бюджет более 5 тыс. леев, в том числе и за загрязнения окружающей среды ливневыми водами.

«И.»: Как Экологическая инспекция определяет сумму загрязнения среды ливневыми стоками?

О.Т.: Она ее не определяет. Только получает экологический сбор. А сумму мы рассчитываем самостоятельно, согласно утвержденному инспекцией алгоритму. Но для того, чтобы ее определить, нам пришлось уплатить около 1000 леев Гидрометеорологической службе за сведения о том, какое количество осадков выпало за год на территории Кишинева. И в соответствии с количеством площади, которое занимает наше предприятие, исчислить требуемую сумму. Впрочем, это лишь одна сторона медали.

«И.»: Что на оборотной стороне?

О.Т.: Система налогообложения, которую необходимо кардинально менять применительно к нашим условиям. Так, прежде, чем перевезти материалы и оборудование через границу необходимо уплатить налог на добавленную стоимость (НДС) на импорт. А ведь пиломатериалы и обивочные ткани сами по себе готовой продукцией не являются, из них ее только надлежит изготовить. Прежде чем ввести в эксплуатацию оборудование, его необходимо смонтировать, а это далеко не кратковременный процесс.

Кроме того, нашу продукцию магазины берут на реализацию, то есть перечисляют деньги после того, как ее приобретет потребитель, да и то не всегда своевременно. Но при отпуске продукции со склада необходимо выписывать фискальные накладные и начислять НДС. А тут еще и период его уплаты сократили. Если раньше необходимо было перечислять НДС до последнего дня месяца, то нынче последний день оплаты датируется 25 числом. С трудом собираем необходимую сумму. Оплачиваем НДС в последний день, как говорится, на ленточке.

А ведь есть еще и такое понятие, как прогнозируемая прибыль. Если за предыдущий год предприятие уплатило определенный подоходный налог, то и в нынешнем - каждый квартал, в размере, равном его ¼ части, необходимо вносить в бюджет. И никого не волнует, что у предприятия в связи с различными форс-мажорными обстоятельствами в текущем периоде могут быть убытки. То есть - себе в ущерб нам следует кредитовать государственный бюджет.

Молдавский «феномен» заключается еще и в том, что все премьер-министры до вступления в должность являлись либо учредителями коммерческих структур, либо топ-менеджерами в солидных компаниях. Осуществляя предпринимательскую деятельность, они, разумеется, постоянно сталкивались с проблемами налогообложения, и, непременно, возмущались. Но после прихода во власть у них, почему-то, пропадает желание менять налоговую систему. Более того, каждое новое правительство не только не ослабляет налоговое давление, а наоборот - еще больше закручивает гайки. Вот так и живем. С туго затянутым ремнем движемся вперед. Но и это еще не все!

«И.»: А что еще?

О.Т.: Есть еще тендеры. Я считаю, что их придумали жулики. К участию в них допускается любая коммерческая структура. Без учета того, имеется ли у нее необходимое оборудование для производства мебели, располагает ли она специалистами. Подать заявку для участия в тендере может экономический агент, например, специализирующийся на изготовлении женской косметики, и даже выиграть его. Поскольку он предложил цену ниже, чем реальные производители мебели. Причем, победитель изготавливать мебель в Молдове не собирался, заранее решил импортировать ее. В итоге, деньги идут не на развитие молдавской мебельной отрасли, а на поддержку аналогичных предприятий Украины, Румынии, Китая. В итоге, молдавские мебельщики не задействуются в производственном процессе, а местные предприятия не вносят в бюджеты налоги и взносы.

«И.»: Руководство страны в курсе сколь пагубно для экономики проведение тендеров таким образом?

О.Т.: Оно само и без наших подсказок хорошо об этом осведомлено. Но для проформы пожимает плечами и приглушенным голосом пояснит, что такие условия выдвигают зарубежные партнеры. А так оно или нет, как узнаешь, если с ними не встречаешься? В тендерах должны принимать участие только мебельные предприятия, которые являются крупными налогоплательщиками. А таких у нас в стране несколько. Они и заказы качественно исполнят, и все налоги заплатят в бюджет.

Желательно, чтобы правительство уделяло больше внимания производственным предприятиям и сельскому хозяйству Молдовы. (Интервью публикуется в сокращенном варианте, полный его текст читайте в журнале «Банки & Финансы» за июль-август, или на сайте издания - www.profit.md).

Комментарии [ 14 ] Прокомментировать:

  1. 2018.08.13 16:24 Тамара
    У нас вся промышленность, кроме автомобильной, где нас научили крутить кабеля, вся в загоне, отсюда и пооложение, в котором пребывают все промышленники.
  2. 2018.08.13 16:34 Трофим
    У мебельщиков процветает тот, у кого есть связи, и кто в состоянии пролобировать заказ на замену мебели в каком-то государственном заведении...
  3. 2018.08.13 16:35 Дмитрий
    У него опыта хватит на то. чтобы из любой ситуации вытащить предприятие и сделать его деятелньость РЕНТАБЕЛЬНОЙ.
  4. 2018.08.13 16:40 Владимир
    Некоторые болевые точки этого меюельщика Филип уже ослабил, социальные налоги с 1 октября становятся заметно меньше, так что есть за что благолдарить власти, а не только все хулить.
  5. 2018.08.14 10:20 Ярослав
    Господин Тодоров должен искать выход с помощью создания совместного предприятия с западным партнером, который, к примеру, давал бы фабрике в Молдове заказы на меблирование отелей в Бельгии, Франции, Германии, Голландии...
  6. 2018.08.14 12:32 Ефим
    Думаю, что вопрос совместного проиводства - это уже вчерашний день, сейчас неадо вести разговор о продаже бизнеса, других вариантов я просто не вижу.
  7. 2018.08.14 12:55 Gaboi
    Никакие болевые точки не ослабил Филип. Снижения отчислений взносов в бюджет государственного социального страхования с 23 до 18 процентов это малость. Хотя бы потому, как явствует из слов Тодорова на Кипре, стране, входящей в ЕС, отчисления в соцфонд и работодателя, и работника вместе составляют 17%. При этом оплату работодателем количества дней нахождения работника на бюллетене молдавское правительство не предложило снизить. И практику взимания НДС на импорт при завозе материалов и оборудования тоже никто не пересмотрел, хотя прибавочной стоимости там в помине нет. Уплата НДС при отгрузке готовой продукции, без оплаты магазинами, по- прежнему является беспроцентным кредитованием госбюджета. А практика установления НАРЭ тарифов на канализацию и воду для предприятий и вымогательство с них за не оказанные услуги компанией «Апэ-Канал» и вовсе требует вмешательства на высшем государственном уровне. Установление различных трат государственными структурами ведет к значительному увеличению себестоимости продукции и не позволяет снизить розничные цены до потребительских возможностей населения Молдовы. А это означает затоваривания готовой продукции на предприятии, и не развитие предприятия.
    Смешно читать предложение о поиске заказов на изготовления мебели для отелей, расположенных в западноевропейских странах, хотя бы потому, что тамошний рынок таких услуг давно и прочно схвачен, не говоря о том, что мебельные производства там имеются с древних времен европейской цивилизации.
  8. 2018.08.15 13:06 Симион для "Габоя"
    Уважаемый Габой!
    Вы почему так критически настроены против премьер-министра Павла Филипа, который как никто другой проникся проблемами и заботами частного бизнеса в Молдове и пытается все их понемногу решать. Дайте премьеру время, и он все сделает для тех, кто реально хочет что-то полезное и практичное сделать в Молодве и для Молдовы.
  9. 2018.08.15 13:07 Енаке
    Госпордин Тодоров прав, конечно, на все 100 процентов. Все понимают и осознают, что молдавскому бизнесу сегодня трудно
  10. 2018.08.16 09:07 Габой для "Симиона"
    К Павлу Филипу я критически не настроен. Но о том, что он проникся идеями поддержки молдавского бизнеса это блеф. Будучи так, то в молдавском бизнесе дела обстояли бы по иному. А … - это не мешки таскать. Снижение ставок взносов в Соцфонд с 23 до 18 – мелочь. А больше ведь ничего и нет. В то время, как Филип не может не понимать, будучи генеральным директором двух крупных предприятий Молдовы, что беспроцентное кредитование госбюджета через НДС- это ПАГУБНОСТЬ для молдавского предпринимательства. Если выпуска продукции нет, денег от продаж изделий от поставщиков нет, а налог все – равно плати, так это ничто иное как обдираловка бизнеса. Если он радеет за поддержку бизнеса, то почему не созвал КабМин и проанализировал почему предприятия, не имеющие никаких вредных выбросов в канализацию должны платить тариф в 6 раз больше чем бытовой потребитель моющий посуду и спускающий воду в туалете? Почему предприниматель платит за воду, которую использует только в бытовых целях в 2 раза больше? Ведь именно на это открыл глаза в своем интервью Олег Тодоров. И если об этом актуальном для молдавского бизнеса интервью не проинформировали премьер- министра Павла Филипа, то значит …. работает его пресс- служба.
    Почему водителя грузового фургона, являющейся собственностью мебельной фабрики, числящейся официально в штате фабрики, перевозящий мебель фабрики, должны штрафовать госслужащие за то, что он не прошел какие-то курсы, за немалые деньги, в частной компании, чтобы получить право перевозить готовые изделия своей же мебельной фабрики? Это ДЕБИЛИЗМ!
    К слову, мой знакомый, работающий в ICAM, поведал о том, что два дня назад, у водителя этой мебельной фабрики, возвращавшемся порожняком из Кагула, то есть в грузовом отсеке его автомобиля не было никакого товара, остановили после проезда города Леова работники Национального агентства по автомобильному транспорту (ANTА), и за отсутствие разрешительного сертификата частной компании, выписали штраф водителю на 3 тысячи леев, за то, что он не имеет право перевозить товары, притом никакого груза не было, отобрали техталон, и сняли государственные номера. В итоге автомобиль нельзя использовать для перевозки заказом готовых изделий предприятия. Как в отношении такого государственного беспредела должен реагировать генеральный директор Олег Тодоров. Именно таким образом господин Филип поддерживает бизнес? Симион не нужно многословного комментария, просто скромно напишите, Филип ты не прав!
  11. 2018.08.17 17:53 Ilarion
    Takogo roda menedjeri sostavleaiut ZOLOTOI FOND NATII, jali, cito v Moldove etogo nikto ne delaet, oceni jali!!!
  12. 2018.08.17 17:56 Олбрайт
    Я уверена, что вы здесь в этой публикации и десятой части не отразили проблем - технических, экономических, финансовых, налоговых, политических кадровых этого директора, который силы из себя тянет, но не сдается, ему жаль, чтобы пустить по миру эту фабрику, ему стыдно за свои результаты, хотя многие на его месте уже давно бы все бросили, уехав в Германию, США, Францию, где хотя бы нервы и здоровье можно было бы сохранить.
  13. 2018.08.17 18:08 Макс
    Ребята, таких проблем пачками у любого менеджера в Молодве, вы этим, поверьте, никому Америку не открываете... Господин Тодоров в его проблемах вовсе не одинок!!!
  14. 2018.09.06 08:58 товарищ для "Макса"
    Уважаемый Макс, но ведь если этих проблем не ставить, не обсуждать и не решать, тогда нам остается единственное в этой богом забытой стране - прозябать и дальше.

Добавление комментария

  • имя
  • email
  • сообщение
Спасибо!
Ваш комментарий был принят. Он появится на сайте после того, как редактор его одобрит.